#НЕПОЛИТОЛОГ

Уши машут Барашем: политические интриги «Смешариков»

Почему «детский мультик» — не то, чем кажется
Артемий Атаманенко
политолог
Язык художественных аналогий при всех своих упрощениях и неточностях многие десятилетия показывает себя успешным и популярным способом обсуждать политическое за стенами экспертных кабинетов. Достаточно просто объяснить человеку без специализированного образования, что парламент — «это как сенат в «Звездных войнах» или описать конфликт между двумя странами через Мордор и эльфов. Такой подход будет понятнее, чем любимое многими экспертами обильное посыпание головы слушателя политическими терминами, статистикой, историческими примерами и формулами типа «не все так однозначно...».

В такой плоскости в русскоязычном пространстве уже много лет одним из источников образов для политического комментирования и одновременно поиска политических параллелей становится отечественный анимационный проект «Смешарики».
Почему именно «Смешарики»?
Сегодня мультивселенная «Смешариков» включает в себя два сезона основного мультсериала (который обычно и становится предметом всевозможных разборов), 3D-сериал, три 3D-фильма, несколько «Азбук», коротких по формату сериалов, в которых персонажи выполняют задачу по интеграции юных зрителей в разные аспекты жизни общества. Всему этому способствует избранный создателями сериала подход к рассказыванию историй. Сами они называют его «развивающей драматургией». Два ее ключевых столпа — отсутствие постоянных жестких ролей, как позитивных, так и негативных (от которых в принципе отказались), и отсутствие упрощения в тех темах, о которых говорят герои. Совмещение этих инструментов приводит к тому, что герои действительно «оживают» и, как и настоящие люди, ведут себя по-разному в зависимости от ситуации, настроения и своего социального окружения.

Еще одним важным элементом нарратива «Смешариков» становится широкое использование цитат, заимствований и отсылок из классики мировой и отечественной поп-культуры. Причем цитаты могут быть как словесные, так и визуальные. При этом размещены они обычно так, что даже без улавливания параллелей смысл сюжета не теряется. Таким образом «Смешарики» становятся действительно семейным сериалом, в котором находят что-то интересное и представители юной аудитории, ядерной для сериала, и более старшие зрители. Возвращаемся к политическому. С одной стороны, в «Смешариках» нередко встречаются заложенные авторами отсылки и параллели, а иногда и самой темой серии становится политика.
Например, совершенно архетипическая ситуация показана в серии «Трюфель». Название ее не говорит совершенно ни о чем, однако вот завязка сюжета: герои раскапывают у огородника Копатыча нечто странное, что объявляется местным ученым Лосяшем за «редкостный деликатес» трюфель. Для дегустации этого чуда собирают всех жителей долины, но предложение поделить маленький трюфель на девятерых вызывает тотальное неприятие у Нюши. Она предлагает альтернативу: выбрать кого-то одного, кто съест трюфель и перескажет всем его тонкий вкус. То есть, говоря нашей терминологией, делегировать эту задачу.
На первом этапе кандидатура разыгрывается в лотерее, и шанс стать депутатом трюфельной палаты выпадает Крошу. С этим снова не согласна Нюша, обвиняющая Кроша во вкусовой некомпетентности. И тут же предлагает себя в качестве дегустатора, что раскрывает ее основную стратегию.

Крош же вместо лобовой атаки предполагает сугубо технологический ход: выставляет в качестве кандидата своего друга Ёжика, который оказывается немного удивлен. После этого объявляются выборы. Участвуют две команды: Нюша, которой ассистирует спутник Бараш, и Ёжик, которого ведет активный политтехнолог Крош. Как минимум показаны два подхода к проведению избирательных кампаний.
И далее: Крош использует вполне классический и даже лубочный формат агитации, придумывая песню со словами «Ёжик — лучший трюфельед! Не боимся ножика — выбираем Ёжика!». Нюша же идет по сценарию черного пиара, приглашая всех остальных героев на встречу с презентацией сфабрикованных фото, на которых Ёжик бьет окна и мусорит, а Нюша исключительно собирает цветы и гуляет на природе. Типичная демонизация и чернуха. Заканчивается все ярчайшей фразой: «Теперь понятно, кому мы могём доверять кушать трюфели, а кому не могём?». Все происходящее в итоге переходит в потасовку, которая прерывается простым «ручным» голосованием. Кстати, с попыткой вброса, поскольку Бараш вначале пытается поднять две руки. На счете 4:4 Крош подходит к подсчитывающему результаты Кар-Карычу и поднимает его руку за Ёжика. Однако Нюша опять несогласна с результатами, обвиняя весь процесс в подстроенности. На саркастичный вопрос Кроша о том, как же справедливо, Нюша подбегает к трюфелю и съедает его. Но «трюфель» оказывается всего лишь минеральной породой. Занавес.
Такие эпизоды в «Смешариках» не редкость. В оригинальном сезоне отметилась еще серия «Библиотека», в которой создатели посмеялись (или все же нет?) над страстью к конспирологии и теориям заговора. В ней снова Нюша обнаруживает целый культ, в который тайно вовлечены все мужские персонажи сериала. А их целью является поддержание такого порядка, чтобы женщины чувствовали себя слабыми и не противились патриархату. В визуальном коде серии конечно же угадываются перехлесты с фильмом «Код да Винчи» по роману Брауна.
В новых сериях политические темы тоже звучат. Сюжет «Эмигрант» растянут даже на два эпизода. В нем через аллюзии с песочницами, в которых песок одинаковый, но для Бараша «там» у других все лучше, раскрыт достаточно актуальный социальный контекст. Отдельного внимания заслуживает музыкальный номер, в кадрах которого Бараш примеряет на себя образ Михаила Шуфутинского, чья биография вполне себе вписывается в нарратив серии. А в серии «Игра по-взрослому» нам снова показывают противостояние групп Нюша-Бараш и Крош-Ёжик. В борьбе за корт для бадминтона Крош и Ёжик проводят картографический анализ местности, по итогам ответственно заявляя: «Так ведь поле к нашему дому на полшишки ближе!». Да, измерения на карте происходят при помощи хвойного плода. Необходимость объяснения фольклорного смысла данного выражения как раз создает необходимое двойное дно для уже подросшей аудитории.
Кристаллизация дискуссии
Совсем недавно «Смешарики» полноценно зашли на политическую поляну. В октября 2021 года в эфире телеканала «Карусель» специально был показан эпизод «Перепись — дело коллективное», посвященный описанию пользы одноименного дела. Что интересно, в названии содержится рефрен на одну из ранних серий — «Ремонт — дело коллективное!». В данном случае известные герои использовались по большей степени как маркер привлечения внимания для юных зрителей. Видеть здесь какие-то слишком глубокие подтексты равно конспирологическому додумыванию. В целом участие известных детских персонажей в социальной рекламе — дело не новое. Поэтому теперь и круглых жителей экранов можно поздравить с почином.
А зачем политический контент в «детском мультике»?
Вообще может возникнуть вполне закономерный вопрос: а зачем политический контент в «детском мультике»? Ведь, казалось бы, целевая аудитория не поймет или даже не уловит тех высказываний, что авторы пытаются до них донести. Здесь надо отметить, что какие-то осозанные политические вбросы появляются в «Смешариках» не сразу. Когда создателям стал понятен успех их творения, причем у разных возрастных групп, в содержимое серий стали зашивать разной глубины сообщения для разных возрастных групп. При этом в сериале остается огромное количество серий, в которых политическое не звучит вообще. Тот же «Смысл жизни», который считается одним из главных эпизодов сериала, посвящен вполне себе житейским вопросам поиска себя без грамма политики. Поэтому политические высказывания становятся одновременно и отдушиной для авторов, которым самим интересно помещать своих героев в околореальные ситуации, и пробросом в сторону более искушенной аудитории, которая, как мы убедимся ниже, тоже смотрит «Смешариков» и готова такие высказывания считывать и расшифровывать.
Вторым форматом политизации «Смешариков» становятся те смыслы, которые рождаются уже внутри фанатского сообщества. Мало того, что сериал успел породить кучу мемов и пародий, отдельный их сегмент посвящен именно политическому юмору. И запрос на такой контент достаточно широкий: у группы «Смешарики как смысл жизни» почти 1 200 000 подписчиков, «Смешарики | историческое мемы» собирает под своей эгидой 43 тысячи человек, а у «Смешарики | теории и факты» в социальной сети «Вконтакте» более 25 тысяч подписчиков. В этих группах образы персонажей сериала используются для меметичного моделирования исторических и политических ситуаций. Как понятно, часто для этого берутся кадры, которые изначально заложенной политической параллели не имеют. В этой ситуации мы видим, что фанаты сами домысливают политическое содержание, используя для этого знакомые и любимые образы.
Произведение как двигатель политической дискуссии
Тут хочется вспомнить, как на Яндекс.Кью меня попросили ответить на вопрос с формулировкой «У Смешариков коммунизм?». В своем ответе с некоторой долей иронии я разобрал те элементы политических режимов, которыми в разных сериях можно было бы охарактеризовать жизнь персонажей. Ответ собрал широкую дискуссию и даже попал в подборку Кью в социальных сетях. Причем реакция была совершенно разная: от солидаризации с иронией до попытки вывести дискуссию «на серьезных щах». Так что такой частный случай в каком-то смысле может считаться подтверждение общего тренда: все, что имеет в себе элементы образа Смешариков, вызывает дополнительный интерес. Интерес подстегивается и тем, что иногда различные интернет-селебрити используют Смешариков для объяснения каких-то явлений в своей профессиональной сфере. Качество объяснений бывает разное, но заложенную изначально задачу «хайпануть» такие демарши всегда выполняют. Глобально в таких рассуждения поднимается вопрос о культурном каноне. Корпус текстов (графических и аудиовизуальных), через который проходит человек в процессе социализации, формирует понятие о нормах, добре и зле. В таком ключе просмотр «Смешариков» может считаться частью такого общения с каноном. При этом еще и общением двойным: современные дети смотрят контент не в вакууме, а в общении с другими, в том числе в интернете. Поэтому увиденное в ТикТоке или паблике «Вконтакте» указание на отсылку может стать первым шагом в ознакомлении уже с первоисточником. Вдобавок, политические эпизоды «Смешариков» могут использовать как наглядный материал в семейном воспитании. Как говорилось в самом начале, объяснение жизни через конструкцию «Ну это как в...» может помочь преодолеть коммуникативные барьеры в общении поколений. Кстати, универсальность «Смешариков» делает их еще и хорошим мостиком для связки старших и младших. Как минимум ради объяснения отсылок, а как максимум благодаря глубине подаваемого содержания.
Ты новенький или уже Смешарик?
По итогу мы можем сказать, что «Смешарики» стали частью интернет-фольклора как широкая модель для поиска аналогий и образного описания общественно-политической действительности. Яркий и одновременно простые, но не простоватые образы героев и сюжеты становятся отличным материалом для выстраивания дискуссии на важные темы. При этом и сами создатели оказываются достаточно честными со своими зрителями и не боятся говорить о серьезных вещах, нередко помещая в свое произведения прямые отсылки и цитирования не совсем уж детских вещей. Закончить тут можно красивой и исчерпывающей формулировкой: «Смешарики» в современной России — это еще один способ и стиль общественно-политического мышления.
Made on
Tilda