#НЕПОЛИТОЛОГ

Что значит быть свободным?

Концепция свободы в аниме Атака титанов
Аниме в России по-прежнему многими воспринимается как несерьезное искусство, «мультики для детей». На примере этого текста мы бы хотели продемонстрировать обратное и зафиксировать, несколько важных концептуальных линий на основе одного из самых популярных аниме-сериалов — Атака титанов.
Что это вообще такое?
Атака титанов – одно из самых популярных в России произведений в жанре аниме: 8.7 оценка на Кинопоиске, 9 место в топ-250 лучших сериалов. Доступно 88 серий, каждая из которых по 20 минут.
Краткое описание сериала на Кинопоиске
Уже многие годы человечество ведёт борьбу с титанами — огромными существами, которые не обладают особым интеллектом, зато едят людей и получают от этого удовольствие. После продолжительной борьбы остатки человечества построили высокую стену, окружившую страну людей, через которую титаны пройти не могли. С тех пор прошло сто лет, люди мирно живут под защитой стены. Но однажды подросток Эрэн и его сводная сестра Микаса становятся свидетелями страшного события — участок стены разрушается супертитаном, появившимся прямо из воздуха. Титаны нападают на город, и дети в ужасе видят, как один из монстров заживо съедает их мать. Эрэн клянётся, что убьёт всех титанов и отомстит за человечество
В самом сериале множество отсылок к нацистской Германии, Холокосту, примерам геноцида и так далее. И, как отмечают коллеги, более погруженные в аниме культуру, разборов на эту тему достаточно. Но самым интересным мне показалось другое, а именно — деконструкция концепции свободы и разных пониманий этого феномена, которое презентуется в последнем сезоне.
Далее без спойлеров не получится, поэтому придется в двух словах зафиксировать несколько ключевых моментов. Эрэн на протяжении всех четырех сезонов фиксирует, что самое главное для него — это свобода. Сначала это свобода от титанов и их террора, затем — свобода принимать собственные решения и так далее. Заполучив силу главного титана, свобода Эрэна превращается в свободу организовать геноцид всего населения Земли, оставив в живых только расу эльдийцев, к которой относится сам Эрэн и большинство главных героев. Друзья Эрэна пытаются ему помешать и остановить тотальное уничтожение других рас, несмотря на то, что сами эльдийцы подвергались гонениям несколько столетий и были изолированы на отдельном острове за огромными стенами. И в конце всего этого важно отметить, что сам Эрэн обладает такой силой, что может легко остановить своих друзей, но не делает этого, прямо указывая им на то, что их попытки силой остановить его — это их свобода, и он не может ее отнимать.
Теперь коротко о том, что не так с пониманием свободы у Эрэна, и какой прогноз политическая наука могла бы дать на все это.
Жизнь на острове Парадиз в четвертом сезоне – это классический пример естественного состояния (по Гоббсу)
На острове отсутствует центральная власть, нет никакого общественного договора (по Руссо). Несколько военных переворотов в 3 сезоне были призваны пересмотреть текущий порядок вещей, но на острове так и не было создано институтов, позволивших бы выйти из этого самого естественного состояния.
Мерилом свободы в естественном состоянии является сила (право сильного)
Именно поэтому свобода для Эрэна — это максимальная сила, именно поэтому все последние сезоны он пытается заполучить неограниченную силу титана-прародителя.
Понимание свободы у Эрэна крайне архаично
«Все античные республики были замкнуты в узких границах. Самую населенную, могущественную и значительную из них нельзя сравнить по размерам даже с мельчайшим современным государством. Неизбежным следствием такого размера этих республик был их воинственный дух; каждый народ постоянно сокрушал своих соседей или был сокрушаем ими. Вынужденно противопоставленные, эти народы беспрестанно то воевали, то угрожали друг другу. Даже те, кто не хотел быть завоевателем, не мог сложить оружие из-за угрозы быть завоеванным. Все покупали свою безопасность, свою независимость, все свое существование ценой войны. Она была постоянным интересом, почти обычным занятием свободных государств античности» (Б.Констан «О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей»). С одной стороны, это объясняется долгой консервацией острова, с другой — особенностями самого Эрэна.
В чем же заключается конфликт? Друзья Эрэна не разделяют его целей, мотивов и прочих вещей, потому что их понимание свободы (по Констану) относится к пониманию свободы у современных людей — а это свобода и защита личной (частной) жизни. Именно поэтому они предлагают махнуть рукой на материковую часть и сконцентрироваться на себе. Кроме того, судя по заявлениям противника Эрэна, их понимание свободы ближе к классическим концептам либерального толка. Свобода за пределами естественного состояния не может быть неограниченной, так как каждый индивид жертвует частью своих естественных свобод в обмен на другие виды свобод и преференций.
В итоге, и по законам жанра, и по законам, сформированным политическими философами эпохи Просвещения, архаичные представления о свободе должны проиграть и уступить место новому общественному договору и институтам.
Made on
Tilda